Թեմա՝  «Ռուսերենի ուսումնական նյութերի, փաթեթների ստեղծում»

«Մխիթար Սեբաստացի» կրթահամալիր

ՀԵՐԹԱԿԱՆ ԱՏԵՍՏԱՎՈՐՄԱՆ ԵՆԹԱԿԱ ՈՒՍՈՒՑՉԻ  ՎԵՐԱՊԱՏՐԱՍՏՄԱՆ ԴԱՍԸՆԹԱՑ

«Հետազոտական աշխատանք կատարելու սկզբունքները» բաժին

ՀԵՏԱԶՈՏԱԿԱՆ ԱՇԽԱՏԱՆՔ

Թեմա՝ «Ռուսերենի ուսումնական նյութերի, փաթեթների ստեղծում» Կատարող՝ Էլինա Սիմոնյան Դասավանդած առարկան՝ Ռուսաց լեզու Խորհրդատու՝ Յուրա Գանջալյան

Оглавление

Введение ……………………..………………………………………………………………..2

Глава 1. Виды речевой деятельности……………………………………….………….…4

  1. Обучение аудированию…………………………………………………………….…4
    1. Обучение говорению…………………………………………………………………….5
    1. Чтение…………………………………………………………………………………..6
    1. Письмо…………………………………………………………………………………….7

Глава 2. Создание учебных материалов……………………………………………….9

2.1Классификация учебных материалов в методике обучения иностранным языкам………………………………………………………………………………….……..9

2.2 Создание учебных материалов в начальной школе…………………………….…11

Заключение ………………………………………………………………………………….16

Введение

        Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. В современном мире знаний, только родного языка недостаточно, поэтому все больше внимания уделяется изучению иностранных языков в школе.

       Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без применения соответствующих методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Вместе с изменением методов развивалось и само понятие «метод обучения».

      Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Учащиеся должны освоить четыре вида речевой деятельности: рецептивные — аудирование и чтение, продуктивные — говорение и письмо, а также кроме этого, связанные с ними три аспекта языка — лексику, фонетику и грамматику. Очень важно владение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы иностранный язык стал средством межличностного и международного общения.   

     Однако, кроме видов и методов обучения, важную роль играют и учебные материалы, используемые во время урока. Тема нашей работы – «Создание учебных материалов».

Актуальность. В настоящее время активно разрабатываются  компьютерные средства для преподавания. Практически во всех областях учебных дисциплин создаются электронные учебники и учебные пособия, учебные материалы, которые делают образование более продуктивным и интересным.  Структура электронных учебных материалов зависит от предполагаемого использования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность применения разнообразных средств обучения русскому языку.

Задачи:

— изучить и обобщить методическую литературу, какие виды речевой деятельности являются наиболее продуктивными

—  выявить целесообразность и эффективность использования разнообразных средств обучения русскому языку;

-представить учебные материалы, которые были созданы вместе с учащимися

Для решения поставленных задач использована совокупность следующих методов:

— изучение теории вопроса;

— представление педагогического опыта;

— наблюдение.

Структура работы. Исследовательская работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи, приведены сведения о структуре.

В первой главе, которая называется «Виды речевой деятельности», рассматриваются четыре вида речевой деятельности.

Во второй главе, под названием «Создание учебных материалов», дается классификация учебных материалов. Приведены примеры учебных материалов, созданных вместе с учащимися.

В Заключении подводятся основные итоги проведенного исследования.

Список литературы включает в себя  использованные в работе источники.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Обучение аудированию

      Речь на любом языке – родном или иностранном – это процесс общения. Общение может быть устным или письменным. В процессе общения человек создает речь – такие виды речевой деятельности называются продуктивными, или воспринимает речь – тогда это рецептивная деятельность.

     Всего существует четыре вида речевой деятельности. Устная продуктивная речевая деятельность – это говорение, устная рецептивная – аудирование, письменная продуктивная – письмо, а письменная рецептивная – чтение. Говорение, аудирование, чтение и письмо составляют основу владения языком – родным или иностранным.

    Средства общения делятся на вербальные (т. е. основные виды речевой деятельности, которым мы обучаем в процессе изучения иностранного языка: говорение, письмо, аудирование, чтение) и невербальные (мимика, жесты, интонация, темп, позы и т. д.). Существует мнение, что вербальные средства играют значительно меньшую роль в сравнении с невербальными.

     Овладевая родным языком в детстве, мы тоже изучаем четыре вида речевой деятельности. Причем все дети делают это последовательно, в определенном порядке. Сначала развивается аудирование – дети слушают речь окружающих и пытаются ее понять. Дальше совершенствуется говорение – на основе услышанного дети делают попытки воспроизвести речь. После овладения говорением дети учатся читать, и только потом учатся письменной речи. Это естественный процесс, который всегда протекает одинаково.

       В изучении родного языка аудирование служит базой для овладения говорения, говорение – для чтения, а чтение – для письма. Естественно предположить, что в изучении иностранного языка тоже лучше придерживаться этого порядка. Так обучение будет проходить эффективнее. [1]

             Аудирование – это восприятие и понимание речи на слух. Именно с этого желательно начинать знакомство с новым языком и именно этому уделять больше всего внимания на начальных этапах обучения. Это особенно важно, если фонетика иностранного языка сильно расходится с родным языком. Аудирование важно и на всех остальных этапах обучения. Часто слушанию начинают уделять все меньше и меньше внимания по мере изучения иностранного языка. Даже во многих учебниках аудирование получает слишком маленькую долю по сравнению с другими навыками. Дело в том, что развитие этого навыка не дает быстрого и заметного прогресса в обучении, как, например, чтение.

      Часто бывает так, что человек имеет большой словарный запас, хорошо разбирается в грамматике, может читать сложные тексты и составлять на письме продвинутые конструкции, но стоит услышать неадаптированную речь на радио или в кино – и он ничего не понимает.

     Живую беглую речь на иностранном языке можно начать понимать только с помощью постоянной тренировки. Нужно много слушать – не только учителей и записи из учебных пособий, но и разнообразные источники живой речи. Важно слушать песни любимых исполнителей и пытаться разобрать текст, смотреть  фильмы без озвучки, слушать новости на иностранном языке.

Аудирование как средство обучения используется:

1) как способ введения нового языкового материала;

2) средство запоминания языкового материала, в процессе создания прочных слуховых образов языковых явлений в единстве с их значением.

1.2 Обучение говорению

     Говорение – это воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. В обычной жизни мы часто говорим, реагируя на чужую речь: аудирование и говорение происходят почти одновременно. Эти два навыка тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение помогает воспринимать текст на слух. Тренируя говорение, мы учимся контролировать речевой аппарат, подмечать особенности звуков иностранного языка, чувствовать между ними различия. Впоследствии это помогает в восприятии речи на слух.[2]

      Научиться говорить на иностранном языке можно только с помощью практики. Если вы много читаете или много слушаете – это на навыке говорения не скажется. Слово надо произнести много раз, чтобы оно стало знакомым и естественным для вас. Вы можете его прочитать, прослушать, записать и запомнить – но для речевого аппарата слово останется незнакомым, что повлияет на беглость и естественность устной речи.

      Именно с говорением чаще всего связаны проблемы в обучении иностранного языка. Этот навык совершенствуется медленнее остальных. Говорение – это во многом механическая работа, которая производится мышцами. Движение связок, языка, губ – результат работы мышц. Постоянно тренируясь в говорении, мы развиваем мышечную память. Со временем мы начинаем произносить иностранные звуки, слова и фразы автоматически правильно, без осознанного внимания. Такая мышечная память остается с нами надолго – даже после многих лет без практики речевой аппарат вспоминает, как правильно говорить на иностранном языке.

        Итак, чтобы тренировать говорение, нужно говорить. Лучше всего – с собеседником: учителем, носителем языка, друзьями. В первую очередь важна свободная речь, а не стандартные заученные диалоги. Желательно также учиться говорить в разных ситуациях: в индивидуальном, групповом и публичном общении, в виде монологов и диалогов. Тренируя говорение, важно не стесняться и не бояться сделать ошибки.

  • Две формы говорения, диалогическая и монологическая речь:

Монолог — речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Диалог — форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (совокупность двух соседних высказываний, реплик, связанных между собой по содержанию и форме). Разграничение между диалогической и монологической речью условно, поскольку монологическая речь также предусматривает наличие слушающего и поэтому как бы включена в диалогическую, точнее, в устно-речевое общение, которое по своей природе диалогично. Многие ученые полагают, что диалог — наиболее естественная форма устной речи. Поэтому в большинстве случаев принята стратегия при обучении устной речи от диалогической к монологической речи.

1.3 Чтение

      Чтение – это восприятие и понимание прочитанного текста. Как и аудирование, это рецептивный вид речевой деятельности, разница только в канале восприятия – вместо устной речи мы расшифровываем письменную. Чтение тесто связано с письмом – развитие этого навыка помогает научиться писать на иностранном языке.

Чтение на иностранном языке при постоянной тренировке совершенствуется довольно быстро. Уже на первых этапах обучения, сразу после изучения алфавита человек может начать читать. Даже если алфавит незнакомого языка отличается от родного, выучить его обычно не составляет труда – если только это не иероглифическое письмо. Чтение способствует быстрому запоминанию новых слов, новых грамматических правил, синтаксиса. Не всегда это самый важный навык в изучении языка, но почти всегда он очень полезен для развития других видов речевой деятельности.

     Для тренировки чтения подойдут любые тексты: книги, журналы, блоги, новости, адаптированные тексты. Важно не только прочитать материал, но и поработать с ним для закрепления: выполнить задания, задать себе несколько вопросов, пересказать прочитанное.

      Рассмотрим значение чтения при обучении иностранному языку. Очевидно, что оно играет исключительно важную роль  в жизни современного человека, так как открывает доступ к ведущим источникам информации — книге и газете. Чтение играет огромную познавательнуюи воспитательную роль (воспитывает чувства, волю человека, способствует формированию личности) в жизни людей. Необходимость чтения для специалиста очевидна, поскольку большая часть информации поступает через печатные

материалы. Одна из основных целей обучения иностранному языку — выработка умения в процессе чтения извлекать информацию из графически зафиксированного текста, что позволяет практически использовать иностранный язык после окончания курса обучения, так как одной из специфических особенностей изучения иностранного языка в нашей стране является ее географическая удаленность от стран изучаемых языков, что ограничивает устно- речевое общение.

1.4 Письмо

         Письмо – продуктивный навык, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо считается менее важным навыком по сравнению с чтением, аудированием и говорением. Письменная речь редко становится целью обучения иностранному языку. Чаще она служит средством для совершенствования других видов речевой деятельности.[3]

      При обучении иностранному языку письмо помогает закрепить усвоенный материал: новые слова, устойчивые выражения, грамматику. В отличие от устной речи, письменная речь создается в удобном для человека темпе, что очень полезно на начальных этапах изучения языка. Творческие письменные задания отлично выявляют слабые места и пробелы, подсказывая, в каком направлении двигаться и что нужно узнать, вспомнить, подучить.

        Письменную речь можно тренировать с помощью заданий из учебников, написания эссе на свободную тему или письменного общения с другими людьми. Если раньше для этого находили друзей по переписке из других стран, то сейчас можно участвовать в языковых чатах и социальных сетях. В качестве конечного требования в области обучения письму выдвигается развитие умения письменно выражать свои мысли.

      Таким образом, в говорении учащиеся должны уметь сообщить или объяснить информацию, одобрить или осудить, убедить, доказать. В письме необходимо умение школьников быстро фиксировать свои и чужие мысли; выписывать из прочитанного, обрабатывая материал; записывать план или тезисы выступления; написать письмо. В чтении важно умение учеников быстро читать газетные и журнальные статьи, художественное произведение средней сложности. В аудировании необходимо умение понимать речь в нормальном темпе при живом общении, а также смысл теле/радиопередач.

ГЛАВА ВТОРАЯ

СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

2.1 Классификация учебных материалов в методике обучения иностранным языкам

        В современной методике процесс обучения иностранным языкам рассматривается как непрерывная цепочка последовательно выполняемых заданий. Качество выполнения заданий сказывается на успехе овладения речевой деятельностью на иностранном языке.

Задания выступают как форма связи языкового материала и реализации поставленных задач обучения, то есть они являются не только средством усвоения языкового материала, но и средством овладения различными видами речевой деятельности.[4]

      В отечественной методической науке учебные материалы рассматриваются по-разному. Одни ученые считают его структурной единицей методической организации учебного материала. Другие видят в нем единицу обучения иноязычной речевой деятельности. Учебные материалы реализуют самые разнообразные приемы обучения, создают благоприятные условия для развития речевых навыков и умений на иностранном языке.

      Они могут выполняться в различных условиях. Если внимание учащихся направлено на содержание, а не на языковую форму, то в этом случае они выполняют речевые действия, связанные с выражением собственной мысли или с пониманием мысли, заданной автором текста (в аудировании или в чтении).[5]

     Учебные материалы характеризуются следующими параметрами:

а) целью (целевая установка), речевой задачей (условной или реальной);

б) речевыми действиями;

г) языковой формой и содержанием;

д) определенным местом в системе упражнений;

е) определенным временем на их выполнение;

ж) результатом, который достигается в результате их выполнения;

з) вербальным и невербальным материалом;

и) способом выполнения;

к) организационной формой выполнения упражнения.

      Первая попытка разработать основные типы и виды учебных материалов для обучения иностранным языкам была предпринята академиком И. В. Рахмановым, который выделил:

а) языковые и речевые упражнения;

б) упражнения, связанные и не связанные с текстом;

в) переводные и беспереводные упражнения.

      Особого внимания заслуживает классификация упражнений, которую предлагает Е. И. Пассов. Согласно этому критерию все упражнения делятся:

а) на упражнения для формирования навыков (условно-речевые упражнения);

б) упражнения «на развитие умений» (речевые упражнения).

Важно отметить требования, предъявляемые при создании учебного материала:

-Учебный материал должен быть нацелен на передачу или раскрытие знаний и умений, относящихся к данному предмету.

-Учебный материал должен быть доступен учащимся и соответствовать определенной возрастной группе.

-Читая и изучая учебный материал, учащемуся должно быть ясно, какие знания и навыки он / она приобретет с помощью данного учебного материала.

         Ганджалян Юра в своей статье «Учебные материалы» [Режим доступа// https://dpir.mskh.am/hy/node/1300] выделяет следующие виды учебных материалов:

  • Образовательные сайты
  • Веб – форумы
  • Учебники, тексты
  • Раздаточные материалы
  • Наглядные дидактические материалы
  • Видеоуроки
  • Флешмобы

В образовательном комплексе каждый месяц проводятся флешмобы по армянскому языку, математике, иностранным языкам и другим предметам. Задания флешмоба интересные, легкие и познавательные.

  • Развивающие игры

       Ганджалян Юра отмечает, что прежде чем перейти к теме, учащимся дается план, который состоит из пунктов:

  • Учащийся должен понять, какие знания и умения он приобретет после изучения данной темы
  • График выполнения
  • Порядок оценивания предмета

2.2 Создание учебных материалов в начальной школе

      В образовательном комплексе «Мхитар Себастаци» обучение осуществляется с помощью проектной деятельности. Итогами проекта очень часто являются учебные материалы, которые впоследствии используются в других классах. Хочу привести примеры некоторых учебных проектов, которые мы осуществили вместе с учащимися младшей школы.

      Над проектом «Учебные походы»  работали  учащиеся 4 – 5 – ых классов. Значительную роль в изучении иностранных языков играют учебные походы. Это один из методов изучения иностранного языка, который включает в себя решение нескольких задач: пополнение словарного запаса, развитие исследовательской и познавательной деятельности, развитие речи, пополнение знаний в области краеведения и т. д. Учащиеся находят информацию, переводят слова и тексты. Самое главное, процесс обучения становится намного ярче и интереснее. Ученик приобретает различные навыки и знания, необходимые для процесса обучения:

  1. Получает новые знания об окружающей среде, о своей стране, о своем крае. Каждый город, храм, церковь имеет свою историю. Таким образом — это знакомство с историей. Изучает новые районы, посещает природные, культурные, исторические памятники. Здесь идёт обогащение культурологических и исторических знаний.
  2. Развиваются навыки поисковой деятельности, отбора и работы с информацией. Учащиеся на русском языке находят интересующие их тексты, переводят на армянский язык. Перевод, работа со словарем способствуют пополнению словарного запаса учащихся.
  3. Развиваются навыки сотрудничества, коллективной деятельности. Учащиеся помогают друг другу во время преодоления вершин, становятся терпеливее и выносливее.

В итоге учащиеся подготовили электронные книги на армянском и русском языках. Во время походов ребята фотографировали, собирали информацию, находили информацию в интернете.  В книгах содержится информация о месте посещения, о достопримечательностях, интересные факты, фотографии.

Степанаванский Дендропарк или Дендропарк «Сосняки»

Бжни

Гарни-Гегард

Амберд

Бюраканская астрофизическая обсерватория

Дилижан

Важно отметить, что учащиеся подготовили такой проект и о достопримечательностях Еревана.

Каскад

Матенадаран

Цицернакаберд

Площадь Республики

Дом – музей Арама Хачатуряна

      Большое значение имеет и переводческая деятельность, в процессе которой учащиеся работают со словарём. Ниже приведены примеры работ, которые подготовили учащиеся 4 – 5 – ых классов в результате переводческих проектов. Учащиеся сами работали над подготовкой фильмов.

Времена года

Учим времена года

О временах года

Перевели уроки тетушки совы:

Эйфелева башня

Коллизей

Храм Артемиды

Александрийский маяк

Египетские пирамиды

        Очень интересно проходит работа над исследовательскими проектами. В результате проекта «Занимательная астрономия». Ребята узнали много нового, интересные факты об астрономии и подготовили интересные презентации, фильмы, электронные книги, которые с интересом читают их младшие друзья. Учебные материалы:

О Викторе Амбарцумяне

Бюраканская астрофизическая обсерватория

О звёздах

Созвездия

Космос

Солнце

Космос (фильм)

О солнце

Солнце

Ежик на Марсе

На Луне

Лунный ёжик

В лесу

Путешествие в космос

Легенды о созвездиях

Солнечная система

Солнце и Земля

Планета Земля

Поговорим о космосе…

Космос

Знакомимся с космосом

Электронные книги:

Легенды о созвездиях

Солнечная система

Солнце и Земля

Планета Земля

Хочу остановиться еще на одном проекте «В мире сказок». Проект состоял из следующих пунктов:

  1. Знакомство с русскими народными сказками. Героев сказок ребята слепили из пластилина.

Фильмы «Герои из пластилина»:

Репка

Три медведя

Колобок

Маша и медведь

Фильмы «Герои из осенних листьев»:

«Петух и собака» 

«Курочка Ряба»  

«Колобок» 

«Петух и собака» 

«Лиса и собаки» 

 «Собака и петух» 

 «Курочка Ряба» 

 «Зайкина избушка» 

«Колобок» 

«Репка» 

«Теремок»           

«Три медведя» 

  • Старая сказка на новый лад.

Затем ребята сочиняют  новую сказку. Здесь используются методы, описанные в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии» /сказки «Наизнанку», «Салат из сказок»/. То есть учащиеся меняют сюжет сказки.

Волшебная малина

Умные колобки

Золотое яичко

Добрая фея

Заяц Коська и Снежная королева

          Учебные материалы направлены на развитие четырех видов речевой деятельности. При создании учебных материалов следует обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития, на их интересы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель изучения иностранного языка — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Сегодня новые методики с использованием интернет — ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.

Важно правильно выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности.

Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обучения. Учебные материалы играют ключевую роль в современном образовании. Материалы должны быть интересными, доступными, красочными. Например, рассказ лучше сопровождать демонстрацией, которая становиться источником визуально информации. Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения правильно организовать урок, правильно подобрать учебный материал и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Список использованной литературы:

Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5

Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков.//Учебное пособие. – Екатеринбург, 2018

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996.

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9

Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 338 с.

Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.

Щерба Л. В. Преподавание языков в школе : Общие вопросы методики. М., 2003.

Электронные ресурсы:

Ганджалян Ю., [Электронный ресурс]//Учебные материалы. URL: https://dpir.mskh.am/hy/node/1300

Симонян Э., [Электронный ресурс]//Русский язык в начальной школе. URL: https://russianmskh.wordpress.com/


[1] Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков.//Учебное пособие. – Екатеринбург, 2018 – С. 8 — 11

[2] Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков.//Учебное пособие. – Екатеринбург, 2018 – С. 5

[3] Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков.//Учебное пособие. – Екатеринбург, 2018 – С. 82

[4] Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 338 с.

[5] Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

Оставьте комментарий